№186. Православные седмицы

Свадебные украшения, аксессуары для праздников.


Православные седмицы

В 325 году на Первом Вселенском Соборе было принято постановление, в соответствии с которым Пасха отмечается в воскресенье после первого полнолуния, которое следует за днем весеннего равноденствия — 21 марта.

Отметим только одно обстоятельство, которого строго придерживается православная Церковь. В соответствии с Ветхозаветной историей и событиями последних дней жизни Христа Новозаветная Пасха не может праздноваться одновременно с Иудейской (что зачастую встречается в практике католической Церкви). Если такое совпадение встречается, то православ­ная Пасха переносится на месяц и отмечается после следующего полнолуния, уже второго после дня весеннего равноденствия.

В преддверии Пасхи особо почитается 70-дневный подготовительный период, который предшествует важнейшему событию года — Воскресению Христа, а также еще один 70-дневный промежуток времени, который следовал за Пасхой и был посвящен посмертным событиям в жизни Мессии вплоть до его Вознесения. Выбор именно такой продолжительности двух периодов, вероятно, не случаен. Он базируется на символике одного из наиболее почитаемых в Древней Иудее числа — 7.

Именно это число стало структурообразующим во всем обрядовом сек­торе весеннего цикла христианских и народных праздников. За семь не­дель до Пасхи заканчивается празднование Сырной Седмицы, а через семь недель после Воскресения Христа отмечается Троица. За семь дней до Пас­хи Церковь отмечает Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье), а через семь дней после Пасхи следовало бы отмечать День поминовения предков, однако в православной традиции зафиксирован, пожалуй, един­ственный случай, когда произошел, вроде бы, очевидный сбой в этом до­вольно четком ритме. Очевидно, культ предков в древности был настолько важен для восточных славян, что сторонники христианства не осмелились или не смогли его реформировать, поэтому до настоящего времени на Беларуси Радуница отмечается не на седьмой, а на девятый день после Пасхи.

И еще одно уточнение, касающееся этого календаря в календаре. Несмот­ря на то, что Пасхальный цикл охватывает два периода по 70 дней, и всё же более детально в нем "прописаны" отрезки времени продолжительностью в семь недель (7 х 7). Ровно столько продолжается Великий пост, который, с одной стороны, предшествует самому трагическому, а с другой — самому свет­лому событию в обрядовой жизни христиан. Те же семь недель отделяют Пас­ху от другого важнейшего события, связанного с посмертной жизнью Христа — его Вознесением на Небеса (на сороковой день после Пасхи), которое пред­восхищает великий праздник Троицы, или Пятидесятницы. Через семь недель после Пасхи время словно приостановится, для того чтобы осмыслить еще одно величайшее событие — Сошествие Святого Духа, после которого нач­нется совершенно иной отсчет времени Нового завета.

Каждая из этих недель имеет свое смысловое наполнение. Ниже приво­дено описание православных седмиц (недель) в самом тесном сочетании с дохристианской народной культурой.

Православные седмицы. Десятая и девятая недели перед Пасхой

Православные седмицы. Восьмая неделя перед Пасхой. Масленица

Православные седмицы. Седьмая, шестая и пятая недели перед Пасхой

Православные седмицы. Четвертая, третья и вторая недели перед Пасхой

Православные седмицы. Последняя неделя перед Пасхой

Православные седмицы. Пасха

Православные седмицы. Первая и вторая недели после Пасхи

Православные седмицы. Третья, четвертая и пятая недели после Пасхи

Православные седмицы. Шестая и седьмая неделя после Пасхи

Православные седмицы. Восьмая, девятая и десятая недели после Пасхи

 

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.  

Добавить комментарий

Ваше имя:

Введите число:
Антиспам

Просмотров за сегодня 1, за месяц 3 и всего 2546.
19 марта. Аисты и приметы, связанные с ними.
Ангел-хранитель
Православные седмицы. Пасха