№188. Православные седмицы. Первая и вторая недели после Пасхи

Свадебные украшения, аксессуары для праздников.

Православные седмицы. Первая и вторая недели после Пасхи

Первая неделя после Пасхи — Пасхальная, Светлая, Проводная неделя

На период от Пасхи до Троицы в исчислении дней недели по церковному  календарю изменяется порядок: она начинает­ся с воскресенья, а не с понедельника, как обычно.

•    Продолжается Великий праздник. Всю Светлую неделю пасхальный стол остается накрытым, хозяева угощают всех, кто приходит в дом. Наи­большим уважением пользуются больные, нищие, убогие.

Особый запрет налагался на любую физическую работу на этой не­деле, нельзя было ткать, вязать, забивать колья в землю, возиться с наво­зом и т. п. Посевы в Святую неделю не бывают хорошими, поэтому лучше всего их не начинать.

  • Чтобы не страдать в жаркую погоду, на этой неделе нельзя было пить много воды.
  • В среду, называемую в народе Градовой, или Сухой, не работали, об­ходили поля с громничной свечой. Такие действия предохраняли поля и огороды рачительных хозяев от града в летнее время.
  • Также в этот день категорически запрещалось дотрагиваться до се­мян, приготовленных для весеннего сева.
  • В четверг на Пасхальной неделе почитали умерших предков. В на­роде этот день называли Навской Пасхой, Пасхой мертвых. Готовили празд­ничную еду, красили яйца и отправлялись на кладбище, чтобы навести по­рядок на могилах. У ворот кладбища обязательно произносили пасхальное приветствие: "Христос воскресе!", затем на могилах родственников моли­лись, оставляли пасхальные (неосвященные) яйца и другие угощения, раз­давали милостыню нищим.
  • В некоторых местностях в этот день варили столько белых яиц, сколько в семье умерло детей. Съесть яйца надо было на открытом месте, "пакачаушы па траве", чтобы дети с небес видели и благословляли семью, которая их не забыла.

Вторая неделя после Пасхи — Фомина, Проводная неделя

  • В народном календаре воскресенье на этой неделе называли Красная горка или Яриловица. Это был еще один день встречи весны. Соломенное чу­чело, укрепленное на длинном шесте, ставили на горке. Кругом собирались взрослые и дети, пели песни, "гушкалiся на арэлях" — качелях, угощали друг друга яичницей. Вечером с песнями и плясками это чучело сжигали.
  • Понедельник на Фоминой неделе называется Живая Радуница, может быть, потому, что назавтра, во вторник, называемый Мертвой Радуницей, мы будем вспоминать умерших предков.
  • В этот день разрешалось работать в саду и огороде — обрезать су­чья, сажать и пересаживать деревья: "Святая Радаунiца-садоуна! Сады садзь i палiць".
  • Хозяйки готовили праздничный обед для завтрашнего дня. В наро­де считается: кто первым придет на кладбище на Радуницу, тот получит от умерших особую благодарность и покровительство.
  • Вторник на этой неделе — один из главных дней в цикле поминове­ния предков — Радуница. Традиционным для славян поминальным днем является суббота. Однако лишь в одном случае в этой закономерности до­пущено исключение, потому что оно подчинено фундаментальному закону традиционной культуры, в основе которого лежит универсальный ритм почитания умерших. Радуница отмечается на 9-й день после Пасхи. По представлениям наших предков, кладбище было не столько местом физи­ческого захоронения умерших, сколько ритуальным местом встречи с пред­ставителями мира Вечности, причем точно определялось не только место, но и время встречи.

•    Особенности этого дня зафиксированы в следующей пословице: "На Радаунщу да абеда пашуць, у абед плачуць, а пасля абеду скачуць". Утром хо­зяйка не отходила от печи, завершала подготовку всех необходимых ритуаль­ных блюд, потом наводила порядок в хозяйстве и, наконец, начинались при­готовления к праздничной части дня. Семья одевалась во всё нарядное, брала с собой чистую льняную скатерть, блины, колбасу, сало, пасхальные яйца
(одно из них было обязательно освященным, его съедали в начале поминаль­ной трапезы), соль, бутылку водки. Всё это складывалось в специальную кор­зину и накрывалось белым рушником. Приготовления проходили без суеты, торжественно, с чувством достоинства и гордости, потому что люди шли на не совсем обычную встречу. Закончив утренние приготовления, семья отправ­лялась в храм отслужить обедню, а затем уже на кладбище.

Беременным женщинам  крайне  нежелательно  посещение кладбища.

  • В этот день или накануне наводили порядок на могилах своих род­ственников. Нужно было нарезать дерн, обложить им по периметру могилы. потом посыпать их свежим желтым песком, украсить надмогильные кресты новыми, специально принесенными атрибутами народного ткачества.
  • Напоминаем, на надмогильный крест повязывали следующие опоз­навательные атрибуты в зависимости от того, кто похоронен:
  • белый венок на крест, который стоял на могиле, где была похоро­нена девушка;
  • белый фартук на крест на могиле женщины;
  • белый ручник повязывали на надмогильный крест там, где похоро­нен мужчина или молодой человек.
  • Ритуальный стол накрывали непосредственно на могиле или (что делалось реже) у могилы одного из последних умерших родственников. Но прежде чем живые приступят к обрядовой трапезе, нужно было положить пожертвования на каждую могилу.
  • Возле каждого креста или памятника ставили семь ритуальных ат­рибутов:
  • блюдце;
  • чарку с положенным наверх одним кусочком хлеба;
    • пасхальное неосвященное яйцо;
    • что-нибудь из продуктов животного происхождения (кусочек копче­ной полендвицы или домашней колбасы);
  • домашнее печенье, одну конфету;
    • неживые (искусственные) цветы, обязательно нечетное количество, так как в поминальной обрядности, характеризующей разъединение, разрыв, одиночество, определяющим символом является непар­ность! (Как парадоксальна традиция сегодняшнего дня — ходить на кладбище с парным количеством живых цветов!)
    • После этого все "хрыстосавалiся з памершымi" — хозяйка брала пас­хальное освященное яйцо и крестообразно проводила им по надмогильно­му холмику, затем яйцо очищали (скорлупу клали прямо на могилу), раз­резали на столько частей, сколько человек присутствовало у могилы. Трапе­за начиналась именно с ритуального причащения этой долькой исконного символа жизни.
  • Затем отец (или дед, тот, кто был самым старшим среди присут­ствующих) брал бутылку и наливал водку в единственную чарку (чару), при­несенную с собой.

Несколько капель налитого (примерно одну треть) "старей­шина" отливал на могилу, среднюю часть выпивал сам, а пос­леднюю треть оставлял (те самые "слезы" на дне рюмки). Чар­ку снова доливали и передавали следующему из присутствую­щих по старшинству. Тот и последующие участники обряда сно­ва и снова повторяли в точной последовательности ритуальное действие. Когда чарка обходила всех, оставшуюся на дне вод­ку опять-таки выливали на могилу. Получался замкнутый круг, символика которого вместе с содержимым (оставшаяся на дне "слеза") была нацелена на соединение рода, семьи, сохране­ние живой памяти о тех, кто уже ушел в мир иной.

  • Конечно же, при этом было много разговоров, воспоминаний. В том случае, если кто-то умер в текущем году и боль утраты еще не притупи­лась, то не обходилось без голошений и слез.
  • Сегодня многие делают у могилы столики и небольшие лавочки, явно моделируя домашнее застолье. Это правильно, но только не стоит выносить эти столики за ограду. Ощущение такое, что вы постояли у по­рога родного дома, а зайти в него не пожелали.

Среди белорусов бытует строгий запрет "трогать" землю до Радуницы или до Благовещения (если Радуница приходит­ся на позднюю весну). Это может обернуться продолжитель­ной летней засухой и как следствие — неурожаем, а такжеповлечь за собой смерть кого-либо из близких родственни­ков, поэтому сначала следовало навести порядок на моги­лах своих предков — заручиться их поддержкой, получить благословение, а затем начинать цикл сельскохозяйствен­ных работ.

  • Блинами, которые пеклись к этому дню, кормили овец. Считалось, что тогда они лучше ягнятся.
  • Если в этот день вывезти хотя бы воз навоза на поле или огород — всегда будете с урожаем.
  • На родительский день можно увидеть вещий сон "от родителей" или умерших родственников. Придя на кладбище, совершите три поклона и скажите:

"Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

 

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.  

Добавить комментарий

Ваше имя:

Введите число:
Антиспам

Просмотров за сегодня 1, за месяц 1 и всего 33046.
Годовщина свадьбы или что подарить?
Фата как эстафета будущего замужества
Православные седмицы. Десятая и девятая недели перед Пасхой
Православные седмицы. Восьмая неделя перед Пасхой. Масленица