№192. Православные седмицы. Восьмая, девятая и десятая недели после Пасхи

Свадебные украшения, аксессуары для праздников.

Восьмая неделя после Пасхи — Русальная неделя

Православные седмицы. Восьмая, девятая и десятая недели после Пасхи

 

  • Первый понедельник после Троицы — 51-й день после Пасхи — Ду­хов день, хоть и понедельник, а считается праздником. В этот день, от­служив заутреню, наши предки брали хоругви, образа, выносимые из хра­ма на Пасху, образ Илии Пророка, шли в деревню. Служили молебен о дожде, освящали воду в колодцах или родниках.
  • В этот день девушки собирались в лесу вить венки. Сила венка за­ключалась в целебных и чародейных травах, из которых он сплетается (по­лынь, любисток, аир, черемуха, береза). Примечали, если такой венок не завянет до Петрова дня (12 июля), то это предсказывает счастливую жизнь в замужестве.
  • Венки бросали в воду и загадывали о замужестве. А еще девушки бросали свои венки в рожь как можно дальше. Назавтра шли собирать их, несли домой, разрывали на несколько частей и разбрасывали по всему ого­роду, чтобы хорошо росла капуста, огурцы, свёкла и тыква.
  • Между Духовым и Петровым днями запрещалось строить дома. Считалось, что тогда в домах будет заводиться всякая нечисть: крысы, та­раканы, а счастье обойдет дом стороной.
  • На Духов день мелочь, что была в кармане во время службы в церк­ви, раздавали на милостыню, чтобы не болеть.
  • Первый вторник после Троицы называли "Конскi Вялiкдзень" и все­цело посвящали лошадям. В этот день их не использовали на работе, в ко­нюшнях убирали, ставили свечи, читали молитвы и заговоры за здоровье животных.

Девятая неделя после Пасхи

В церковном календаре празднование Пасхального цикла заканчивает­ся на Духов День, т.е. на 51-й день после Святого воскресенья. В то же время народный календарь продолжает праздничный счет дальше, отме­чая девятую и десятую недели после Пасхи. Таким образом, народный ка­лендарь уравновешивал два значительных цикла праздников, охватываю­щих собой десятинедельные промежутки времени до и после Пасхи.

  • Четверг на девятой неделе после Пасхи в некоторых регионах назы­вали "Cyxiчацвер", в поле не работали, оберегались от грома и молний, шли в лес собирать грибы, ягоды, орехи и петь песни.
  • Также в этот день шли к источникам, которые не замерзают зимой, и освящали воду. Эта вода считается целебной, особенно при болезнях глаз.

Десятая неделя после Пасхи

Эта неделя завершала Пасхальный цикл праздников в народном кален­даре.

  • В четверг и пятницу на этой неделе старались не работать, тем са­мым предостерегая себя и свои посевы от грома и молний: "Дзевятуха i Дзесятуха — свята ад навальнщ".
  • Считалось, кто будет сеять пшеницу в десятую пятницу после Пас­хи, у того не будет хорошего урожая ровно десять лет.
  • В десятую пятницу, как и в девятый четверг, после Пасхи шли к ис­точникам и освящали воду. По народным представлениям, эта вода счита­ется целебной.
  • А еще в пятницу на десятой неделе после Пасхи, после заката, заго­варивали варикоз — мизинцем левой руки надо было водить по распухшим венам и говорить:

"Шел отец Авраам с самолюбезным своим сыном Исааком, нес жилу недужую Христу на исцеление. Встретились им 12 комух — Антихристовых ящерей, спросил их отец Авраам: "Вы ли попортили жилы рабы (дмя)?" Комухи отцу Аврааму поклонились, перед святостью повинились, перед Христом затрепетали, с рабы (имя) кровяны узлы забрали. Кто в пятни­цу это прочтет, у того с жил вся болезнь уйдет. Аминь".

Или так:

"Iшла Саламання Хрыста бабiць, несла у прыполi ячмень сеяць. Пакуль еты ячмень з-пад серабра i золата узойдзе, так етая кроу не пойдзе".

 

Статья подготовлена с использованием материала книги "Золотые правила народной культуры", авторы Оксана Котович и Янка Крук, 6-е издание, дополненное, Минск "Адукация i выхаванне" 2011 г.  

Добавить комментарий

Ваше имя:

Введите число:
Антиспам

Просмотров за сегодня 2, за месяц 2 и всего 8155.
Ангел-хранитель
Православные седмицы